Офисный синдром
В последнее время проблема стресса на работе становится все более актуальной. Настолько, что стала объектом пристального внимания Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в рамках разговора о проблеме охраны психического здоровья и трудовой деятельности.
Стресс, как и боль - нормальный биологический механизм защиты психики человека, сигнал, что что-то не в порядке и организму требуется помощь и отдых. Как правило, стрессовые механизмы активизируются в момент увеличения физической и психической нагрузки. Например, при возникновении опасности, внешней агрессии, в ситуации напряженности, недоброжелательного отношения окружающих. Пока стресс эпизодичен, он исправно выполняет свою биологическую функцию, протекая в пределах нормы. Но как только принимает затяжной характер, начинает подтачивает как психическое здоровье, так и физическое
Бывает так, что причин, которые запустили стрессовый механизм, уже нет, а человек не может расслабиться и войти в прежнюю колею.
Благотворительное британское общество Mind провело опрос более чем 2000 человек, и выяснило, что работа — главный стрессовый фактор в жизни людей. 35% опрошенных считают свою работу крайне напряженной, и волнующей их куда больше, чем вопросы здравоохранения (17%) и проблемы с деньгами (30%)1. Предыдущие исследования показали, что рабочий стресс приводит к так называемому «офисному синдрому» и повышает риск сердечного приступа на 23%.
Это исследование выявило, что рабочий стресс вызывал у многих негативные мысли: 7% опрошенных думали о самоубийстве (эта цифра достигает 10% среди работников 18 до 24 лет), и каждый пятый испытывал повышенную тревожность (18%). Стресс нередко приводит к употреблению алкоголя или приему наркотиков, поскольку людям кажется, что это поможет им справиться с ситуацией: 3 из 5 человек, или 57%, выпивают после работы, и каждый 7-й человек — прямо на рабочем месте, пытаясь таким образом снять напряжение. Также популярны следующие «методы» снятия стресса: курение - 28%, прием антидепрессантов — 15%, прием снотворного без рецепта врача — 16%.
Причины перманентного стресс - неудовлетворенность плодами труда, зарплатой, плохие отношение с коллегами и ощущение «недооцененности». Если человек находится в состоянии стресса постоянно, то уже через полгода у него формируется так называемый «офисный синдром», который проявляется как эмоциональными нарушениями и невротическими расстройствами, так и ожирением, хронической усталостью, проблемами со зрением и болью в спине, шее, кистях рук.
Ранние настораживающие признаки рабочего стресса:
- головная боль;
- нарушения сна;
- проблемы с концентрацией внимания;
- вспыльчивость;
- нарушения аппетита;
- неудовлетворенность работой;
- плохое моральное состояние.
На возникновение стресса влияет не только эмоциональная обстановка в коллективе или внутренний дискомфорт, самооценка, но и неудобное рабочее место. Дело в том, что постоянное нахождение в неподвижной неправильной позе приводит к давлению на переднюю часть диска, растяжение его задней части, а также связок и капсул фасеточных суставов, нарушению гидратации и кровоснабжения диска. В результате у 70% офисных сотрудников развивается боль в верхней или нижней части спины, в шее, а зачастую — и мигрень или ГБН (головная боль напряжения), а хроническая боль – прямой путь к стрессу и депрессии.
Интересно, что «офисный синдром» имеет гендерные различия. Так, у женщин, берущих на себя повышенную нагрузку и ответственность, даже на невысоких должностях, риск развития хронической боли, заболеваний, а также инфаркта миокарда и состояния, требующего немедленной коронарной реваскуляризации, гораздо выше по сравнению с коллегами, работающих в щадящем темпе или у коллег мужского пола. Об этом написало издание PloS One, ссылаясь на релиз американских ученых из женской больницы Бригхэм в Бостоне (Brigham and Women’s Hospital in Boston), которые основывались на анализе данных 22086 женщин, принявших участие в исследовании Women’s Health Study.
Национальный институт Профессиональной Безопасности и Здоровья (The National Institute for Occupational Safety and Health (NIOSH)) выявил организационные характеристики, ассоциирующиеся как со «здоровой» работой при низком уровне стресса, так и с высоким уровнем производительности. Среди них такие как:
- признательность к работникам за хорошее выполнение работы;
- возможности карьерного развития;
- организационная культура, в которой каждый работник ценен сам по себе;
- действия менеджмента, согласующиеся с организационными ценностями.
Очень многие компании США и Европы давно поняли, что повысить производительность труда можно только соблюдая интересы сотрудников и снижая уровень стресса, который работники испытывают в офисе и дома. Для этого разрабатываются и внедряются различные тренинги по управлению стрессом, в рамках которых работникам объясняют природу и источники стресса, влияние на здоровье и учат справляться с негативным влиянием, релаксировать, управлять временем и эмоциональным состоянием.
В России пока подобные тренинги – в новинку, однако проводятся исследования на тему «офисного синдрома». Так, специальное рандомизированное клиническое исследование 3показало, что курс из 6 занятий с офисными работниками в течение 6 месяцев, в ходе которого обсуждались различные факторы развития и хронификации боли, необходимость упражнений, более частых перерывов — привели к достоверному уменьшению боли в шее и плечевом поясе через 12 месяцев после начала наблюдения. Таким образом, своевременная профилактика, адекватный «стиль работы» и условий труда существенно снижают риск возникновения офисного синдрома. По словам профессора Алексея Борисовича Данилова, бороться со стрессом можно не только в рамках офисной программы, но и самостоятельно: чередовать нагрузку с отдыхом, применять медитативные практики или способы релаксации, больше бывать на свежем воздухе, и, разумеется, заниматься спортом.
Зона комфорта
Поскольку офис для многих людей является вторым домом, необходимо учитывать такой фактор, как экология офиса. Многие неблагоприятные моменты нами не замечаются – а это может быть и невзрачный дизайн, и пыль, и электромагнитное излучение. Снизить влияние офисной среды поможет комплексное экологическое исследование помещения и самочувствия работников.
Воздух многих офисных помещений наполнен канцерогенами и веществами, содержащимися в пластиках, клеях, красках. Это приводит к развитию аллергии и заболеваниям верхних дыхательных путей.
Почти во всех помещениях присутствуют плесневые грибы. Особенно это касается офисов, которые находятся в старых зданиях, там, где повышена влажность и там, где одновременно работает много людей. В этих случаях поможет улучшение системы вентиляции и антисептическая обработка помещения.
Другим фактором экосреды является освещенность офиса. Естественное и искусственное освещение влияет на зрение и уровень работоспособности. Расчет мощности ламп и правильное расположение световых приборов помогут достичь необходимого комфорта.
Яркий свет в темное время суток повышает уровень гормона стресса в нашем организме. Это в свою очередь приводит к депрессии, снижению когнитивной активности. К такому выводу пришли исследователи Университета Джонса Хопкинса (Johns Hopkins University). Яркий свет влияет на фоточувствительные клетки, расположенные в глазных яблоках мышей, и через них - на те части мозга, которые отвечают за настроение, память и обучение. Поэтому если человек постоянно засиживается допоздна на работе, то он рискует своим психическим здоровьем и умственными способностями, причем не только из-за недостатка сна. Виновниками могут стать компьютеры, настольные лампы и даже планшеты.
Необходимо также контролировать уровень шума на рабочем месте. Шум может стать причиной хронического переутомления, понизить слух, вызвать нарушения сердечно-сосудистой и центральной нервной системы.
Многие недооценивают воздействие электромагнитного излучения. А ведь от электромагнитных полей страдают нервная, иммунная и эндокринная системы организма человека. Выделим основные объекты излучения.
Микроволновая печь. Радиус действия излучения в 20 раз превышает воздействие мобильного телефона. Поэтому ставить печь на обеденный стол ни в коем случае нельзя. После того, как вы поставили блюдо в печь, желательно отойти от нее как можно дальше.
Мобильный телефон. Наиболее безопасный способ пользования – проводная гарнитура.
Энергосберегающие лампы. Обычные и галогенные лампы почти безвредны, а вот энергосберегающие лучше не использовать в ночниках и настольных лампах, т.е. приборах, работающих близко к вашей голове.
Телевизор. Если у вас телевизор с электронно-лучевой трубкой, лучше не приближаться к нему ближе полутора метров. Телевизоры с ЖК-экраном и плазменной панелью почти безвредны.
Кабели и электропроводка, розетки. Если кабели проходят не на лестничной клетке, а внутри помещения, они распространяют очень сильное электромагнитное поле. Находиться от него следует как можно дальше.
Блоки питания. Блоки питания оргтехники и зарядные устройства распространяют поле на расстоянии до метра. То же касается электроплиты и холодильника.
Воздухоочистители. Многие заболевания вызваны и усугублены высоким уровнем загрязнения воздуха из-за веществ, содержащиеся в отделочных материалах, бытовой химии, компонентах мебели, выхлопах автотранспорта. Следует выбирать продукцию с натуральными компонентами, работать над системой очистки воздуха.
Для создания благоприятной экологической атмосферы рекомендуем вам особое внимание уделить растениям - это самый легкий способ очистки воздуха. Так, растения в офисе повышают работоспособность и стрессоустойчивость, избавляют от головной боли, кашля и сухости кожи. Результаты исследований показывают, что чем больше растений в офисе, тем меньше больничных требуют сотрудники. Листья растений вырабатывают кислород, уменьшают запыленность комнаты и очищают воздух от токсических соединений.
По утверждению ученых Университета Вашингтона (Washington State University), растения в горшках особенно эффективны в офисах, где нет окон. Результаты эксперимента показали, что люди, которые находятся в комнате с растениями, значительно лучше справляются с заданиями (их реакция была на 12% быстрее). Кроме того, они меньше подвержены стрессу и имеют низкое кровяное давление.
Не секрет, что и сон оказывает чрезвычайно благотворное воздействие на организм, помогая справиться со стрессом. Но мало кто знает, что дневной сон от 40 до 60 минут позволяет восстановить артериальное давление после пережитого стресса и быстро прийти в себя без серьезных последствий для психики. Таким образом, тонизирующий сон имеет смысл и в офисе. Конечно, поспать на работе мало, кто может себе позволить, поэтому можно заменить дневной сон небольшой прогулкой. Или хотя бы просто расслабиться на полчаса в тихом уголке офиса, думая о чем-то отвлеченном, а не о работе и офисных проблемах.
Работники, чьи компании создают благоприятные условия для сотрудников, гибкий график и достаточное время для отдыха, говорят, что эти меры поддерживают их психическое здоровье. 3 из 5 человек сказали, что если их босс будет помогать поддерживать психическое благополучие всего коллектива, они будут чувствовать себя более мотивированным, преданными, лояльными, и порекомендуют свою компанию как хорошее место для работы.
Заказ кресел и письменных столов, консультация и информация о доставке:
Телефон: 8 (495) 241-24-66, WhatsApp
Для быстрой связи, отправки фото и т.п. используйте WhatsApp или напишите в Telegram
Пожалуйста, обращайтесь к нашим менеджерам для видео-консультации по WhatsApp Мы покажем модели кресел, объясним механизмы настройки и поможем подобрать кресло с учетом ваших предпочтений.
Информация о доставке »
Доставка по регионам »
Видео-консультации по WhatsApp!
Покажем, объясним функции механизмов, настройки и поможем подобрать с учетом ваших предпочтений.Консультируем по тел. 8 (495) 241-24-66 (WhatsApp и Telegram )
Москва, 1-ая Владимирская, д. 12А,
2-ой этаж (зелёная дверь рядом с проходной)
E-mail: falto@falto.ru
с 9-00 до 18-00 пн.-пт.
с 10-00 до 19-00 сб.-вс.